Суббота, 21.06.2025, 23:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Дисграфия – нарушения письменной речи.

В настоящее время достаточно часто у детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения письменной речи, которые обозначают термином «дисграфия».
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Симптомами дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.
Так, Р.И. Лалаева, характеризуя ошибки при дисграфии, выделила следующие их особенности. Ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время, связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.
Р.И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок при дисграфии: искаженное написание букв; замена рукописных букв имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;
-искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации букв, слогов);
-искажения структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов);
-аграмматизмы на письме.
Выделяются следующие виды дисграфий:

артикуляторно-акустическая дисграфия- проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

акустическая дисграфия- характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных.

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза- выражается в пропусках согласных при их стечении, пропусках гласных, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов; слитном написании слов и их разрывах.

аграмматическая дисграфия- проявляется в искажениях морфологической структуры слов (неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний; нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных; нарушение согласования) и нарушениях синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении.

оптическая дисграфия- характерны ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок. Среди специфических нарушений письма большую группу ошибок составляют нарушения дифференциации оптического образа графем, которые встречаются у большинства детей младшего школьного возраста. Что же такое оптическая дисграфия?
Оптическая дисграфия - это стойкое, специфическое нарушение письма, обусловленное неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
 Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
На данный период приоритетным направлением в коррекционной логопедической работе я выбрала тему: «Устранение оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста. Понятие оптическая дисграфия включает следующие ошибки:
1.Ошибки, связанные с пространственными нарушениями.
2.Ошибки, возникающие при нарушении мелкой моторики и связанные с нарушением графо – моторных навыков.
Классификация ошибок при оптической дисграфии.
Замены букв при графо – моторных нарушениях:
замены букв по наличию одинаковых элементов и по наличию разного количества элементов (к – п – н; и – ш; п – т – г; л – м; о – а; ш – щ; х – ж; и – ц; ц – щ; у – д – з; с – х; с – е. Л – М; Л – Я; Н – К; П – Т – Г; Х – Ж; И – Ц; И – Щ; Ш - Щ).
Пропуск элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы и лишние элементы.
Замены букв, смешиваемые при оптико – пространственных нарушениях:
замены по пространственному расположению элементов (в – д; т – ш; б – д; и – у; р – п – г; с – э. У - Ч);
зеркальное написание встречается у левшей при органических поражениях головного мозга, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево (с -כ; э - €; Е « 3);
неправильное расположение элементов.
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно, ребенок пишет только отдельные буквы.
У учащихся начальных классов чаще встречаются нарушения графо – моторных навыков, при этом характерны замены букв: «о – а, л – м, и – ш, х – ж, п – р, г – п, п – т» и другие.
Одно из частых проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо. Это зеркальное написание букв или письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
В процессе поиска путей решения этой проблемы, мною апробированы различные виды упражнений, отобраны по возрасту и нарушению наиболее эффективные для учащихся младшего школьного возраста. Кроме того, мной разработана система уроков по устранению оптической дисграфии у обучающихся группы риска. Работа по устранению оптической дисграфии проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Содержание коррекционной работы:
1 этап. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Воспитание умения сосредоточить внимание и удержать в памяти определенное количество предметов.
Развивать умение переключать внимание, воспринимать и воспроизводить в определенной последовательности названия предметов или геометрических фигур.
Развивать умение удерживать в памяти по заданию определенное количество предметов и воспроизводить их по заданию.
Учить подбирать фигуры, предметы по подобию: величине, форме, цвету.
Игра «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что изменилось?»
В качестве оборудования используются цветные предметные картинки, предметы, геометрические фигуры.
2этап. Работа над оптическим ориентированием.
Развитие оптического дифференцирования (на материале геометрических фигур).
Развитие дифференцированного восприятия букв: сначала далеких по конфигурации, затем близких. Используются геометрические фигуры и буквы разного шрифта.
3 этап. Узнавание и называние букв.
Устранение буквенной агнозии, развитие контактного восприятия букв. Развивать умение воспроизвести букву. Использовать умение узнавать букву на ощупь (спички, палочки, проволока, мелкие детали, шероховатые поверхности, элементы букв, пластилин и т.д.).
Развитие четкого и дифференцированного восприятия букв (работа по логопедическому альбому).
4 этап. Развитие конструктивной деятельности (конструирование, реконструирование).
Обучение детей манипулированию элементами букв по составлению и разложению букв на элементы.
Развитие умения исключать лишний элемент или прибавлять его для получения новой буквы.
5 этап. Связь буквы и звука.
Развитие умения сопоставлять букву со звуком с опорой на артикуляцию, моторику и осязание.
Развитие восприятия буквы, используя различные анализаторы. Используются разрезная азбука и наборное полотно, фанерные буквы, элементы букв, буквы с прорезью.
6 этап. Воспитание пространственных представлений.
Развитие умения ориентироваться в частях тела.
Развивать умение выполнять задания без предлога.
Использовать предложения с предлогами. Используется различный дидактический материал: таблицы, схемы, стихи, сюжетные картинки и др.
7 этап. Закрепление знаний о букве в письменных упражнениях.
Используются различные упражнения, как для фронтальной, так и для инд. работы.
Порядок работы над оптически сходными буквами
1)Знакомство с буквой.
звуко – буквенная связь; Ø соотнесение буквы с небуквенным образом (развитие ассоциативных связей); Ø уточнение количества элементов и их расположения в пространстве (смотри приложение); Ø письмо буквы в воздухе; Ø конструирование буквы из элементов и реконструирование букв при их дифференциации; Ø письмо элементов буквы по заданию логопеда, развитие буквенного гнозиса и прописывание буквы (и букв при их дифференциации).
2)Автоматизация графо – кинетического образа буквы (букв при дифференциации) на материале: Ø слогов; Ø слов и словосочетаний; Ø предложений и текста.
Далее идет работа по дифференциации смешиваемых букв по этой же схеме.
В данной статье приведены фрагменты из серии уроков по основной логопедической теме « Дифференциация строчных прописных букв «г – п» на разных уроках серии: в слогах, и словах; в словах и словосочетаниях; в словосочетаниях и предложениях на материале единой лексической темы «Сказочное путешествие в мир птиц и животных». Цель уроков: учить различать на письме строчные прописные буквы «г – п» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, выделяя их схожие и отличительные черты. Коррекционную работу я провожу по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного гнозиса. Некоторые виды упражнений:
а). Назови по контурным изображениям птиц и животных.
б). Детям предлагается соотнести букву с предметом, на который она похожа (г – гусь, п – перо павлина).
2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
а). Детям предлагается задание: узнать птиц по контуру на зашумлённом фоне и запомнить их. В зависимости от контингента детей может варьироваться количество контуров.
б). Игра «Чего не стало?» На столе раскладывается 5 – 6 картинок, на которых изображены птицы, дети должны их запомнить. Затем убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
в). Дети запоминают 4 - 6 картинок птиц, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.
г). Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 – 6 картинок животных, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
3. Формирование оптико – пространственных представлений.
а). Игра «Окошко». Это задание выполняется учащимися фронтально и индивидуально. Детям предлагается разместить птиц в окошечке, используя словесные инструкции – слева, справа, над, под.
В индивидуальной работе эта задача усложняется: необходимо выложить по памяти геометрические фигуры в окошечке, соотнеся с названием птицы. Одновременно логопед работает над развитием зрительной памяти учащихся.
б). Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – квадратик, справа от точки – кружок.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Детям предлагается следующие задания:
а). Выкладывание оптического образа буквы по образцу или по памяти.
б). Выкладывание нитью на фланелеграфе букв «г – п».
в). Выкладывание букв из сыпучих материалов: зерно, крупа, яичная скорлупа и т. д.
г). Узнавание букв «г – п» по тактильным ощущениям.
д). Конструирование и реконструирование букв «г – п».
На каждом логопедическом занятии учитель – логопед работает над развитием и совершенствованием фонематического анализа и синтеза. Упражнения на языковой анализ я включаю в коррекционные уроки по дифференциации букв «г – п».
Например, учащимся предлагается задание: составь слово из слогов, данных в разбивку.
№ 1 – если задание выполнено правильно, то на обратной стороне карточки получится контур данной птицы.
№ 2 – составь слово из слогов и соотнеси с морскими животными.
По мере усложнения необходимо давать разнообразные задания аналитического характера.
В комплексной коррекции специфических нарушений письма устранение оптической дисграфии преимущественно осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание при этом следует уделять сравнению смешиваемых букв, максимально используя возможности различных анализаторов. Некоторые виды работ по дифференциации оптически близких графем (на примере г-п).
1. Повторить и записать слоги: га, па, го, по, гу, пу, гы, пы, гра, пра, гро, про.
2.Запишите в 2столбика слова с г и п.Вставьте буквы г и п.
-од, -от, -ух, -оры, -оле, -уба, -ума, -аук, -уси, -арк, -рибы, -лан.
3. Вставьте г или п.
Са-о-и, -иро-и, -оро-и, -ур-а, -о-ода, -ин-вин, -о-у-ай, -о-оня, -у-овица, -е-ард,
-ро-улка, -ре-рада, -ро-рамма, -о-раничник, -о-оворки.
4.Вставьте г или п в словосочетания.
-орячие –иро-и, -рибной су-, -арусный с-орт, -олубая –алатка, -лубокий –руд,
-рязные са-о-и, -ёстрый –етух, -асмурная –о-ода, -релестные –воздики.
5.Из данных слов составьте и напишите предложения, изменив слова по смыслу. а). пироги, лежать, на, поднос. б). Галя, посылать, телеграмма.
в). Гриша, купить, сапоги.
6. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы г или п.
На –оляне выросли –рибы. Как у –орки на –ри-орке жили тридцать три
Е-орки. Галка села на –алку, -алка ударила –алку.
7.Слуховой диктант. Весной.
Светит яркое весеннее солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга вереницей тянутся вестники весны. Первыми прилетели грачи и стали вить гнёзда. На деревьях распускаются почки. На припеке показалась молоденькая травка. Весенняя ночь коротка.